Приветствую Вас Гость

Среда, 08.05.2024, 09:08

МЕНЮ САЙТА
ВХОД НА САЙТ
ПОИСК ПО САЙТУ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

FAQ


Главная » FAQ [ Добавить вопрос ]


Ответ:
На первый взгляд можно подумать, что при смешении масел одной и той же категории качества (например, API SH/СD с API SH/СD или ACEA A2 с ACEA A2) получится масло той же самой категории. В действительности нет данных, которые бы надежно подтверждали это.
Несовместимость моторных масел может проявиться либо в выпадении присадок, либо в существенном изменении основных свойств масла. И то и другое может привести к нежелательным последствиям для двигателя. Существуют лабораторные методы для проверки совместимости присадок, содержащихся в различных маслах. Но проверить все возможные комбинации известных присадок не представляется возможным. Невозможно и провести полноценные моторные испытания, чтобы проверить качество полученной смеси. А оно может оказаться ниже, чем худшего из компонентов.
Переход с одной марки масла на другую не представляет проблемы. При этом необходимо иметь в виду, что после замены одного масла другим двигатель и масло проходят через период адаптации. Внешне это может выражаться, в частности, в повышенном расходе масла и утечке через уплотнения. Если качество масла соответствует условиям его работы, то процесс адаптации происходит достаточно быстро и незаметно. 






 

Ответ:

Это делать нежелательно, т.к. может привести к непредсказуемым последствиям. Все современные масла содержат композицию присадок. В процессе разработки они подбираются по составу и соотношению для выполнения требований стандартов и спецификаций (API, SAE, ASTM и др.). Добавление даже самого хорошего компонента неизбежно нарушает баланс. В результате какой-либо показатель может быть улучшен, но другие при этом, почти наверняка, пострадают. В совокупности эффект будет в лучшем случае нулевым. В худшем - отрицательным. При всем многообразии на рынке различных препаратов, начиная от самых первых "загустителей масла" до противоизносных и содержащих порошкообразный тефлон, неизвестны случаи, когда хотя бы один из них прошел полноценные моторные испытания в составе хотя бы одного масла (а ведь их рекомендуют добавлять к любым маслам!) и показал ощутимый положительный эффект.
Производители дизелей для тяжелых грузовых автомобилей и вовсе запрещают применять какие бы то ни было присадки под угрозой потери гарантии.
Правильно подобранное по вязкости и группе эксплуатационных свойств масло не требует никаких дополнительных добавок. Они только увеличивают Ваши затраты.
 





 

Вязкость - важнейшее свойство масла. Ее изменение в зависимости от температуры определяет границы температурного диапазона применения масла. При низких температурах масло не должно иметь большую вязкость, чтобы обеспечить холодный пуск двигателя (проворачивание стартером) и прокачивание насосом по системе смазки. При высоких температурах масло не должно иметь очень малую вязкость, чтобы поддерживать необходимое давление в системе и надежно создавать смазывающую пленку между трущимися деталями.


По величине вязкости и ее изменению в зависимости от температуры масла разделяют на:


- зимние - благодаря небольшой вязкости обеспечивают холодный пуск при низких, но не обеспечивают надежного смазывания двигателя при высоких температурах;


- летние - не обеспечивают холодный пуск при температуре окружающего воздуха ниже 0°С, но благодаря большой вязкости надежно смазывают двигатель при высоких температурах;


- всесезонные - при низких температурах обладают вязкостью зимних, а при высоких - летних масел. Всесезонные масла вытесняют летние и зимние по двум причинам: нет необходимости заменять их при смене сезона и они более эффективны как нергосберегающие.


Кроме вязкости эксплуатационные характеристики масла определяются противоизносными моющими, антиокислительными и антикоррозионными свойствами.


Вязкостные характеристики, таким образом, являются первыми и самыми важными элементами классификации моторных масел. Любые добавки, в том числе и модификаторы, повышают его цену, поэтому всегда необходимо выбирать правильное отношение свойств масла и условий его эксплуатации.


Основой для подбора конкретной марки являются требования производителя Вашего автомобиля к применяемым маслам и жидкостям, приведенные в инструкции по эксплуатации. Обычно, помимо формальных требований (спецификаций) на используемые продукты, там также в качестве примера приводятся конкретные марки масел или ссылки на фирмы-производители смазочных материалов. Если же автомобиль уже далеко не новый и сведений, приведенных в инструкции по эксплуатации недостаточно (или они просто устарели), то Вы должны самостоятельно выбрать марку масла для двигателя или трансмиссии.


Что такое "SAE"?


Спецификация SAE (SAE – Society of Automobile Engineers) – Общество Автомобильных Инженеров) является международным стандартом, регламентирующем вязкость масел.


ЭТО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ МАРКА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ МАСЕЛ!!!


Надо помнить, что ни о качественных характеристиках масел, ни их применении для конкретных марок автомобилей и типов двигателей спецификация SAE не говорит.


Прочтите, какие требования предъявляет спецификация SAE к моторным маслам:


Последняя редакция SAE J300 опубликована в декабре 1999 года. Требования этого стандарта :


Кинематическая вязкость. Характеризует принадлежность сезонных масел к тому или иному классу вязкости. Определяется при 100оС и невысоких скоростях сдвига (от 20 до 100 с-1).


Пусковые свойства. Характеризуют сопротивление при пуске холодного двигателя и возможность достижения пусковых оборотов. Определяются при отрицательных температурах от -10 до -35оС в зависимости от класса вязкости и высоких, порядка 105с-1, скоростях сдвига. Иными словами - в условиях, характерных для работы в подшипниках коленчатого вала при холодном пуске.


Прокачиваемость. Характеризует скорость поступления масла к парам трения при холодном пуске и вероятность выхода двигателя из строя из-за проворота вкладышей при холодном пуске. Определяется при отрицательных, от -15 до -40оС, температурах в зависимости от класса вязкости и низких, около 10 с-1, скоростях сдвига. Таким образом, при оценке этой характеристики реализуются условия течения масла в поддоне к маслоприемнику и в маслоприемнике насоса при пуске холодного двигателя.


Вязкость при высокой температуре. Отражает эффективную, реальную вязкость масла при летней эксплуатации современных высоконагруженных двигателей. Характеризует противоизносные свойства масел, потери на трение и влияние на экономичность двигателя. Определяется при 150оС и высоких, порядка 106 с-1, скоростях сдвига. Тем самым имитируются условия нагружения подшипников коленчатого вала при работе с высокими нагрузками и температурами.

Как видите, спецификация SAE – это характеристики масел по классам вязкости. На сегодняшний день она содержит 6 зимних классов и 5 летних классов масел. В обозначении зимних классов присутствует буква "W" от слова "Winter", что означает "Зима". Чем больше вязкость масла по этой спецификации, тем выше число, входящее в обозначение класса.


К зимним классам вязкости относятся: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;


К летним классам вязкости относятся: SAE 20, 30, 40, 50, 60.

 

Для примера разберем, о чем говорит, например, обозначение SAE 10W-40 для моторных масел. Обозначение класса вязкости "10W" дает нам информацию о зимнем применении данного масла. Иными словами, от правильного выбора этого параметра завистит насколько легко, а самое главное без негативных последствий, Вы сможете запустить двигатель на морозе.
Класс вязкости "40" в нашем примере является так называемым "летним" классом и говорит о том, насколько масло способно сохранять работоспособность в высокотемпературных зонах двигателя.

Присутствие же в обозначении сразу двух классов (как в нашем примере - SAE 10W-40) говорит о всезезонности данного масла.

Как выбрать класс вязкости по SAE?


При выборе класса вязкости моторного масла необходимо следовать инструкциям завода-изготовителя Вашего автомобиля. Если же она отсутствует или не содержит подобных рекомендаций (например, если автомобиль далеко не новый и рекомендации в инструкции или уже устарели или просто отсутствуют), вы должны помнить, что:


а) При выборе так называемого "зимнего" класса вязкости необходимо руководствоваться значениями средних зимних температур в регионе, где эксплуатируется Ваш автомобиль.


Следуя этим рекомендациям Вы и Ваш автомобиль будете застрахованы от проблем с запуском в зимнее время и от негативных последствий для двигателя (таких как повышенный износ и "заклинивание" во время и сразу после запуска, когда двигатель работает в режиме масляного "голодания"), которые возникают обычно при применении масел несоответствущего класса вязкости. Необходимо помнить, что при каждом запуске двигателя (не обязательно на сильном морозе, а даже при плюсовых температурах) требуется некоторое время для того, что бы масляный насос прокачал масло по системе смазки и оно поступило ко всем трущимся частям. В это время двигатель как раз и будет работать в режиме так называемого масляного "голодания", о котором мы уже упоминали выше. Понятно, что при этом резко возрастает трение и износ. Таким образом, чем более масло способно сохранять текучесть при низких температурах, тем быстрее оно будет прокачано по системе смазки и обеспечит защиту двигателя. Лучшими в этом отношении являются моторные масла класса "0W" .


в) Что касается выбора так называемого "летнего" класса, то следует отметить, что большинство европейских производителей автомобилей рекомендуют использование масел класса "40" по SAE. Это связано с высокой тепловой напряженностью современных двигателей внутреннего сгорания и наличием высоких температур, удельных давлений и скоростей сдвига в различных зонах двигателя (поршневые кольца, распределительный вал, подшипники коленчатого вала и т.д.). В этих жестких условиях масло должно сохранять вязкость, достаточную для образования масляной пленки и охлаждения пар трения. Это задача становится особенно актуальной для предотвращения повышенного износа, задиров и "заклинивания" в жару или во время длительного нахождения в "пробке" (в условиях отсутствия обдува и охлаждения двигателя потоками встречного воздуха и, как следствие, перегрева масла в картере двигателя), а также в случае перегрева двигателя из-за возможных неисправностей в системе охлаждения.


Для всесезонных масел, обладающих свойствами как зимних, так летних сортов масла, спецификация SAE предусматривает двойное обозначение, например, 10W-40, где зимние вяскостно-температурные свойства отражены в левой части обозначения, а летние – в правой.


 

Вязкостно-температурные свойства — одна из важнейших характеристик моторного масла. От этих свойств зависит диапазон температуры окружающей среды, в котором данное масло обеспечивает пуск двигателя без предварительного подогрева, беспрепятственное прокачивание масла насосом по смазочной  системе, надежное смазывание и охлаждение деталей двигателя при наибольших допустимых нагрузках и температуре окружающей среды. Даже в умеренных климатических условиях диапазон изменения температуры масла от холодного пуска зимой до максимального прогрева в подшипниках коленчатого вала или в зоне поршневых колец составляет до 180—190 °С. Вязкость минеральных масел в интервале температур от -30 до +150 °С изменяется в тысячи раз. Летние масла, имеющие достаточную вязкость при высокой температуре, обеспечивают пуск двигателя при температуре окружающей среды около 0 °С. Зимние масла, обеспечивающие хо¬лодный пуск при отрицательных температурах, имеют недостаточную вязкость при высокой температуре. Таким образом, сезонные масла независимо от их наработки (пробега автомобиля) необходимо менять дважды в год. Это усложняет и удорожает эксплуатацию двигателей. Проблема решена созданием всесезонных масел, загущенные полимерными присадками (полиметакрилаты, сополимеры олефинов, полиизобутилены, гидрированные сополимеры стирола с диенами и др.).
 Вязкостно-температурные свойства загущенных масел таковы, что при отрицательных температурах они подобны зимним, а в области высоких температур — летним (рис. 2.3).

рис. 2.3

 

Рис. 2.3. Вязкостно-температурные характеристики на примере летнего (7 — SAE 40), зимнего (2 — SAE 10W) и
всесезонного (3 — SAE 10W-40) масел:

4 — максимальная вязкость при холодном пуске;
5 — минимальная необходимая высокотемпературная вязкость

 

Вязкостные присадки относительно мало повышают вязкость базового масла при низкой температуре, но значительно увеличивают ее при высокой температуpe, что обусловлено увеличением объема макрополимерных молекул с повышением температуры и рядом иных эффектов.
В отличие от сезонных, загущенные всесезонные масла изменя-ют вязкость под влиянием не только температуры, но и скорости сдвига, причем это изменение временное. С уменьшением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость возрастет, а с увеличением снижается. Этот эффект больше проявляется при низкой температуре, но сохраняется и при высокой, что имеет два позитивных последствия: снижение вязкости в начале проворачивания холодного двигателя стартером облегчает пуск, а небольшое снижение вязкости масла в зазорах между поверхностями трения деталей прогретого двигателя уменьшает потери энергии на трение и дает экономию топлива.
Характеристиками вязкостно-температурных свойств служат кинематическая вязкость, определяемая в капиллярных вискозиметрах, и динамическая вязкость, измеряемая при различных градиентах скорости сдвига в ротационных вискозиметрах, а также индекс вязкости — безразмерный показатель пологости вязкостно-температурной зависимости (см. рис. 2.3), рассчитываемый по

 

значениям кинематической вязкости масла, измеренной при 40 и 100 "С (ГОСТ 25371—82). В нормативной документации на зимние масла иногда нормируют кинематическую вязкость при низких температурах. Индекс вязкости минеральных масел без вязкостных присадок составляет 85-100. Он зависит от углеводородного состава и глубины очистки масляных фракций. Углубление очистки повышло индекс вязкости, но снижает выход рафинада.
Синтетические базовые компоненты имеют индекс вязкости 120-150, что дает возможность получать на их основе всесезонные масла с очень широким температурным диапазоном работоспособности.
К низкотемпературным характеристикам масел относят температуру застывания, при которой масло не течет под действия силы тяжести, т.е. теряет текучесть. Она должна быть на 5-7 °С ниже той температуры, при которой масло должно обеспечивать прокачиваемость. В большинстве случаев застывание моторных масел обусловлено образованием в объеме охлаждаемого масла кристаллов  парафинов. Требуемая нормативной документацией температура застывания достигается депарафинизацией базовых компонентов и/или введением в состав моторного масла депрессорных присадок (полиметакрилаты, алкилнафталины и др.).

В свое время моторные масла во многих регионах были дефицитом. Сейчас ими заполнены не только магазины, киоски, авторынки, но и обочины дорог. Тем не менее, проблемы с ними есть и даже более серьезные, чем дефицит. Это масла-подделки, способные вывести из строя любой двигатель. Авторы публикуемой ниже статьи - специалисты, работающие в лаборатории ГСМ НИКТИДа, аттестованной на право проведения анализов нефтепродуктов. Занимаются они в том числе исследованием моторных масел, продаваемых во Владимирской области. Результаты их работы должны заинтересовать читателей не только данного региона.

С точки зрения определения качества моторных масел наиболее информативны следующие его показатели - кинематическая вязкость при 373 К (100 °С), индекс вязкости, щелочное число и сульфатная зольность. Как показал наш опыт, именно по ним удалось выявить (табл. 1) До 95…98 % подделок. И только у 4…5 % образцов обнаружена недопустимо низкая температура вспышки. (Кстати, во всех этих случаях масла не соответствовали требованиям НТД и по другим параметрам.)

Конечно, при необходимости лаборатория проверяет и другие физико-химические показатели масел, но, повторяем, в подавляющем большинстве случаев оказывается достаточным проверить перечисленные выше.

Общая картина, складывающаяся из оценки приведенных в таблице результатов, говорит о явном неблагополучии в торговле маслами: из 44 проанализированных образцов только 7 % соответствуют требованиям НТД. При этом 100 % из тех, которые были представлены на исследования организациями, ответственными за контроль качества нефтепродуктов, продаваемых на территории области (торговая и нефтяная инспекции, комитет защиты прав потребителей, УБЭП УВД и др.), оказались не соответствующими нормам НТД. Видимо, потому, что в инспекторских изъятиях, как правило, участвуют представители испытательной лаборатории, имеющие опыт в оценке внешнего вида тары и упаковки моторных масел. Отсюда вывод - даже по внешнему виду подделка узнаваема.

В пробах, предоставленных предприятиями и организациями различных форм собственности (в основном сельскохозяйственными и торговыми), потребляющими горюче-смазочные материалы, некачественные масла составили 90 %. Причина, как нам представляется, состоит в том, что эти организации часто приобретают ГСМ по бартеру, т. е. за оказанные услуги и товары, по более низким, чем в торговой сети, ценам и зачастую - у случайных продавцов, появляющихся, как правило, единожды.

Из образцов, которые проверялись по заказам частных владельцев автомобильной техники, не соответствующее нормам качество составляло 70%. Видимо забота "частника" о своем транспорте гораздо серьезнее, чем у организации, несмотря на то, что большинство из последних - государственные.

Если судить по этикеткам на таре, то по производителям исследованные масла распределяются следующим образом (табл. 2).

Наиболее типичных вариантов подделки масел четыре.

Во-первых, в фирменную тару вместо моторного масла заливают масло индустриальное или базовую основу для изготовления любого из моторных масел (20% случаев). Нередкий результат - выход двигателя из строя.

Во-вторых, моторное масло разбавляют перед продажей тем же индустриальным маслом.

Перечисленные два случая - дoвoльнo распространенные. По неофициальным данным средней полосы России, за один год объем продаж индустриального масла вырос практически в три раза, при сохранении объема продаж моторных масел на прежнем уровне. Комментарии, как говорится, излишни.

В-третьих, фирменную тару заполняют моторным маслом более низкого качества, чем указано на ее этикетке (20% случаев). Особенно часто этот вариант практикуется в отношении масел фирмы "Лукойл".

В-четвертых, в индустриальное масло добавляют одну из самых дешевых присадок - загущающую (14% случаев). Такую манипуляцию чаще всего проделывают с маслами, разливаемыми тару с этикетками, довольно точно имитирующими заводские этикетки фирмы "Норси". Подделанные таким образом масла имеют вязкостные характеристики в пределах требований НТД, однако, судя по уровню щелочного числа, практически не обладают запасом эксплуатационных свойств.

До сих пор в торговой сети встречаются, хотя и значительно реже (10% случаев), чем раньше, совсем грубые подделки: на этикетках изготовитель масла либо не указан вообще, либо сделана надпись "Изготовлено в России".

Как видим, спектр подделок довольно широк. Но следует подчеркнуть, что подделка под масла фирм "Лукойл" и "Норси" идет чаще всего через имитацию тары (самих канистр и наклеиваемых на них этикеток) заводов-изготовителей. Причем качество подделок за последнее время значительно улучшилось. Напрашивается вывод: теневой бизнес по подделкам масел укрупняется, в него привлекаются современные технологии и, следовательно, значительные средства. И производятся подделки не на крупных нефтеперерабатывающих предприятиях. Ведь последним всем соображениям (экономическим, политическим, с точки зрения престижа и т. д.) выпускать продукцию, не соответствующую требованиям технических условий, явно невыгодно. Фальсификация делается на стадиях перефасовки или растаривания.

Поэтому, например, среди образцов масел, выдаваемых за произведенные ОАО "Рязанский НПЗ" и ОАО "Славнефть", ни одно не залито в тару завода изготовителя, ни на одной канистре не указан фасовщик, да и сама тара однотипная, с однотипными по оформлению этикетками. Правда, иногда приводится название фирмы-расфасовщика, хотя известно, что тот же "Рязанский НПЗ" со второй половины 2000 г. сам и растаривает, и расфасовывает выпускаемые им моторные масла.

Возникает естественный вопрос: что делать, чтобы некачественные горюче-смазочные материалы не попадали на наш рынок? Видимо, нужна организованная на государственном уровне система технического контроля качества реализуемых товаров (в том числе и моторных масел). Техническую поддержку ей могут оказать лаборатории, аттестованные на проведение анализов ГСМ. И главное: до тех пор, пока власти, прежде всего местные, будут закрывать глаза на этот вопрос, предприниматели - продавать заведомо некачественные масла, а автовладельцы - их покупать, ситуация не изменится.